Космос и великаны стали ближе к людям в парке Малевича

08 июня 2023, 15:05

Космос и великаны стали ближе к людям в парке Малевича

Космос и великаны стали ближе к людям в парке Малевича

Никита Сморкалов

-
Парк Малевича — это настоящая галерея современного искусства под открытым небом. В июне экспозицию парка пополнили новые произведения знаменитых русских художников, работы которых можно встретить в том числе в Третьяковской галерее. 
Для того, чтобы понять контекст произведений, можно слушать специальный аудиогид «При чём здесь Малевич?», доступный на «Яндекс.музыке». Диктор расскажет не только о работах в парке, но и об отсылках к работам других художников, которыми вдохновлялись авторы. Кроме того, над всей концепцией парка довлеет главная отсылка— эпоха русского авангарда, героем которой был Казимир Северинович Малевич. Современное искусство, впрочем, как и старое, немыслимо без контекста, поэтому с гидом лучше ознакомиться во время посещения или заранее. 
Интересно, как идеи Малевича изменились в сегодняшних реалиях. Например, в своих поздних работах, когда он вернулся к предметной живописи с сохранением супрематических принципов, фигуры людей занимали центральное место в его мире, выделяясь на фоне природы. Таким было время молодого социализма, отдававшего центральное место в мире человеку. Две работы Игоря Шелковского — бегущий и сидящий человек, казалось бы, воплощают этот образ в пространстве. Фигуры гигантские по сравнению с людьми. Но, по сравнению с окружающим лесом, они почти так же малы, как и человек. Они скорее вызывают ассоциации с легендами о древних великанах, населявших землю до людей. Таким образом, мы больше не видим идеи всемогущего человека, хозяина природы. Напротив, возникает чувство чего-то большего, чем бытие человека — великаны так же, как и люди, куда-то бегут и греются у ночного костра. 
Никита Сморкалов 2 фото

Никита Сморкалов

Никита Сморкалов 2 фото

Никита Сморкалов

Работа из серии «Жизнь квадрата» Франциско Инфанте-Арана тоже иначе осмысляет образ, созданный Малевичем. Один из смыслов «Чёрного квадрата» — образ будущего, который предстает перед нами в виде черноты, куда ещё не упал луч времени. Квадрат Франциско Инфанте-Арана другой — он состоит из зеркальных металлических листов, преломляющих пространство вокруг, людей и небо, видное в зазор между пластинами. Мы видим причудливую и обманчивую игру отражений, которые даже не удваивают, а изменяют пространство и обманывают наши ожидания. Возле этого объекта я рекомендую задержаться и поиграть с его причудливым отражением. 
Никита Сморкалов

Никита Сморкалов

Художник — это профессиональный ребенок, который играет с окружающим миром, интуитивно находя его новые грани. Пространство парка больше, чем пространство закрытой галереи помогает и посетителю стать таким ребенком. Здесь нет строгих смотрителей, запрещающих трогать произведения искусства. Многие из них специально сделаны так, чтобы можно было с ними взаимодействовать. Например, реконструкция работы Карла Иогансона, которую сделал Вячеслав Колейчук. Это самонапряженная структура времен русского авангарда — маятниковая структура, состоящая из металлических труб и пружин, которую можно раскачать. 
Никита Сморкалов

Никита Сморкалов

Самым романтичным художником и самым «профессиональным ребенком» на выставке для меня стал Леонид Тишков. Представлены три его работы: персональные Луна, Солнце и «Куб космоса». Его работы — воплощенная детская мечта: выловить луну из пруда, приблизить звездное небо и само Солнце, которое в его работе садится не за лесом, а перед ним. 
Никита Сморкалов 3 фото

Никита Сморкалов

Никита Сморкалов 3 фото

Никита Сморкалов

Никита Сморкалов 3 фото

Никита Сморкалов

При посещении парка, любовании искусством и прослушивании аудиогида не забывайте смотреть под ноги: в эти дни множество лягушек пересекает парковые тропинки. 
Никита Сморкалов