Отоларингология в Одинцово | Одинцово. [ Новые рубежи - последние новости

08 ноября 2019, 12:46

Отоларингология в Одинцово

Павел Артемьев более 30 лет работает отоларингологом в стационаре Одинцовской центральной районной больницы. Его должность сегодня – заведующий лор-отделением. Он же ведущий специалист 6-го медицинского округа Министерства здравоохранения Московской области. К нему на лечение привозят самых тяжелых больных, помимо Одинцовского, еще из шести районов региона – Наро-Фоминского, Рузского, Можайского, Истринского, Волоколамского и Лотошинского.

Самостоятельное оториноларингологическое отделение в ЦРБ появилось только в 2014 году, а до этого койки находились в составе травматологического отделения.

Сегодня заведующим лор-отделением является Павел Артемьев. Он же ведущий специалист 6-го медицинского округа Министерства здравоохранения Московской области.

Лариса Родионова

Если в Одинцовском районе обеспеченность отоларингологической помощью можно считать нормальной, то в более отдаленных муниципалитетах — положение оставляет желать лучшего. Там ощущается острая нехватка специалистов лор-направления.

В лор-отделении Одинцовской ЦРБ трудятся три врача. Практически во всех поликлиниках района, включая детскую, ведут амбулаторный прием лор-врачи. Специалисты этого профиля трудятся и во второй, и в третьей районных больницах, и в Барвихинской амбулатории. В их работе чаще всего наблюдается стандартный комплект диагнозов, которые включают в себя гаймориты, ангины, отиты, риниты, ларингиты, серные пробки.

Если требуются сложные манипуляции и оперативное вмешательство, то пациенты переходят под контроль Павла Артемьева.

По сути, его отделение - это подразделение неотложной помощи. Оно насчитывает 27 стационарных коек и еще 5 - относятся к дневному стационару. Мест не всегда хватает, и тогда приходится занимать койки в соседнем, травматологическом отделении.

Когда 13 лет назад в отделении был проведен ремонт, обновилось всё медицинское оборудование, позже добавилось еще одно рабочее кресло.

Большинство микрохирургических операций Павел Васильевич проводит в операционной своего отделения под местным наркозом. Коллеги говорят, что смотреть, как он работает с пациентом, — одно удовольствие. Каждое движение рук врача выверено, к любому из больных он находит свой индивидуальный подход. И даже маленькие дети не плачут и терпеливо ждут, когда доктор дядя Паша избавит их от боли в ухе или в горле. Кроме того, у малышей нередко бывают гаймориты и отиты. 500-700 операций в год проводит Павел Васильевич. Из них примерно 40 процентов приходится на детишек.

Лариса Родионова

СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ

«Самому маленькому пациенту был 1 год и 8 месяцев. Из-за аденоидов ребенок не мог нормально слышать и дышать. Пришлось делать операцию, не дожидаясь, когда мальчику исполнится два года. Самые частые оперативные вмешательства — это аденоиды у детей», — рассказывает Павел Артемьев.

-

Нередко к доктору обращаются профессиональные спортсмены, которым в пылу сражения повредили нос, или те, кто в детстве неудачно его разбил. В таких случаях Артемьеву приходится заниматься пластикой, но не наружной части носа, а носовых перегородок. Но сам доктор не считает такие операции уникальными, скорее, обычными, рядовыми.

О сложных, по-настоящему уникальных операциях приходится говорить в тех случаях, когда в отделение поступает больной с отогенным гнойным менингитом.

В последние годы такой диагноз, к сожалению, ставится всё чаще. Речь идет о воспалительном процессе оболочек головного мозга, который образуется при попадании патогенных микроорганизмов из среднего уха. Часто это заболевание развивается на фоне прогрессирующего отита среднего уха.

Раньше такие операции проводились только в МОНИКАХ, а сейчас больных менингитом доставляют в Одинцовскую ЦРБ. Только за последнее время оперировали четырех тяжелобольных с отогенным менингитом. А на днях прошла небольшая, но очень сложная операция.

У пациентки наблюдаются пневмония и трахеобронхит в тяжелой форме, она находится в реанимационном отделении и подключена к аппарату искусственного дыхания. Конституция женщины такова, что у нее практически нет шеи, голова сидит прямо на плечах. Задача лор-врача заключалась в том, чтобы ввести ей в трахею трубку. Дело вроде обычное, лор-врачу часто приходится им заниматься, но в данном случае было крайне тяжело это выполнить.

Самые сложные случаи Павел Васильевич привык брать на себя. К примеру, когда поступают онкологические больные с опухолью горла. Злокачественное образование закупоривает дыхательные пути — и человек буквально задыхается. Перевозить пациента в таком состоянии в Москву невозможно. Его сразу везут в операционную, где Павел Васильевич вводит ему трубку для дыхания, затем проводит диагностику, и только после всех безотлагательных манипуляций больного доставляют в МОНИКИ.

МОЛОДАЯ СМЕНА

Четыре года рядом с Артемьевым работает доктор Анар Ханахмедов, который пришел из Боткинской больницы. Казалось бы, он и в московской клинике многому научился. Но, как он сам говорит, настоящую школу отоларингологии молодой врач прошел именно у Артемьева. Если в Боткинской больнице можно было рассчитывать на профессора, который на операции исправит твои ошибки, то в районной больнице нужно полагаться только на себя. А значит, надо постоянно учиться, расширять поле деятельности. Когда он только пришел работать в отделение к Артемьеву, тот всё показал, разъяснил, а потом спросил: «Понял? Тогда начинай работать, остальное поймешь в процессе работы».

Первое время Анар Амирханович часто подходил к наставнику с вопросами, а через месяц полностью вошел в жизнь отделения. Он говорит, шутя, что они работают в настоящих полевых условиях, когда в каждом экстренном случае надо мгновенно принимать решение и столь же оперативно действовать.

В настоящее время в отделении отоларингологии проходят практику три девушки и один юноша, которые учатся в ординатуре в МОНИКАХ. Там они наблюдали за ходом операций, которые проецировались на большой экран.

Ординаторов обучается не меньше 20, и всех их в операционную не запустишь. Вот и учатся дистанционно, а самим подержать в руках инструмент редко удается. Зато Артемьев им доверяет и перевязки делать, и раны обрабатывать. Они уже уверенно владеют шпателем и другим инструментом. На то она и практика, чтобы собственными руками всё попробовать делать.

А иначе хорошего специалиста не выйдет из ординатора. Сам Павел Васильевич с большой благодарностью вспоминает о своих учителях-наставниках, которые помогали ему на этапе становления.

ФАКТ

500–700 операций в год делает отоларинголог Павел Артемьев. 40% оперируемых пациентов – дети.

ПРОВЕРЬ ЗДОРОВЬЕ

В 2019 году на диспансеризацию приглашаются граждане 1920, 1923, 1926, 1929, 1932, 1935, 1938, 1941, 1944, 1947, 1950, 1953, 1956, 1959, 1962, 1965, 1968, 1971, 1974, 1977, 1980, 1983, 1986, 1989, 1992, 1995, 1998 годов рождения.

Для прохождения диспансеризации обращайтесь по месту жительства в доврачебные кабинеты поликлиник и к участковому терапевту. При себе имейте паспорт и полис ОМС.

Лариса Родионова